Gamer.ru, взгляд «Охотника за лутом»
Итак, продолжая традицию расширять комментарии до размера постов, расскажу немного о своём отношении к происходящему на Gamer.ru. Ну там, кто виноват и что делать...
Лично для меня Груша всегда была игрой в игровую журналистику. Этакая MMO, с конкурсами в качестве ивентов, блогами вместо данжей и рейдами, когда очередная новинка выходит и все бросаются разбирать её по косточкам, делая и обзоры и гайды и творческие работы вроде фанфиков или косплея.
При этом ещё в ней был вывод... ну, не денег, но всё-таки материальных ценностей. И не только материальных. Можно было со своим постом засветиться на известном сайте (мои публикации два раза попадали в «Неформат» на Riot Pixels). Или поучаствовать в реальной активности. Это я о Miss Gamer и Gamer Live, аналогов которых на других сайтах почти не было.
Увы, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. И к сожалению на Gamer.ru хорошее закончилось раньше срока.
Если говорить о том, почему наш портал оказался там, где он оказался, то моё личное мнение — причина всех бед:
Нежелание Администрации вести диалог с пользователями. |
Из этой первопричины пошли все остальные проблемы. Изменения, которые коррелировали с желаниями и нуждами пользователей менее, чем никак. Конкурсы, результаты которых вызывали недоумение, раздражение, а то и просто желание свалить отсюда нафиг. И вообще общая атмосфера нервозности и неуверенности в завтрашнем дне, которая отнюдь не мотивировала писать что-либо трудоёмкое.
Что характерно — все эти проблемы были у нас всегда. Администрация являла свои посты лишь по большим праздникам и практически никак не реагировала на пожелания и замечания. Баги водились во множестве и силе, мешая делать посты со сложной структурой и разметкой. И при судействе в конкурсах никто не удосуживался объяснить, почему победил тот или иной участник. Зачем? Сами разберутся. А если нет, то пусть валят отсюда со своими претензиями к решению жюри.
Однако, не смотря на всё, Груша не только жила, но и развивалась. Почему? Потому что все эти негативные факторы компенсировались позитивными. Во-первых, чуть ли не каждую неделю на портале проводились конкурсы и активности с интересными призами. А раз в пару месяцев можно было отхватить что-нибудь действительно вкусное — видеокарту или какой-нибудь сувенир по теме любимой игры. И ради призов люди были готовы писать даже несмотря на баги и систему блогов, в которой посты новичков (в особенности по новым и малоизвестным играм) оставались незаметными.
Во-вторых, на сайте было довольно много приличных авторов. Таких, которые писали крутые посты и делали это регулярно. Многие из них были лично знакомы с Администрацией и даже захаживали в офис Gamer.ru. Иными словами, новичкам было на кого равняться. Жаль только, что сами эти элитные авторы не только не помогали новичкам вырасти в свою смену. Скорее даже наоборот, всех, кто не соответствовал высоким стандартам, нещадно ругали и унижали, совершенно забыв, что и сами представители «внутреннего круга» не сразу выработали свой стиль и навык.
Ну, и последний фактор (хотя последний отнюдь не по значению), заставлявший людей писать на Груше, заключался в том, что конкурентов у Груши практически не было. Да, были какие-то сайты, но не с такой активностью, не настолько раскрученные. И не столь щедрые на призы. Поэтому, человек, которому хотелось написать что-то о своей любимой игре, приходил и писал пост именно сюда.
Что же изменилось?
Всё. Конкурсов стало меньше, призы хуже. Причём, вовсе не потому, что стало меньше денег. Ведь вместо конкурсов появились лотереи, в том числе и от Администрации и Магистра. И в них разыгрывалось множество призов. Самые разные игры, от старинной классики на ГоГ до ААА-новинок в Стим, могли стать призами во множестве интересных конкурсов или материальным стимуло для написания обзоров и других полезных материалов. Но нет, все они были направлены на лотереи для привлечения трафика.
Ну, не спорю, трафик был, и что? Сколько пришедших на портал осталось в качестве авторов? Сколько из них стали писать приличные посты?
А тем временем ряды «элитных авторов» стали сокращаться. Кто-то ушёл оскорблённый другим «элитным автором» (не буду называть имён, её и так все знают). Кого-то перестал писать посты, когда его достали баги. Третий стал настолько крут, что его взяли на другой портал. Четврёрный забросил наш сайт, поскольку читал здесь в основном посты первых трёх. И так далее.
Текучка кадров — это нормальное явление. Вот только на место ушедших никто не приходил. А зачем? Администрация не только не искала новых авторов, но и тех немногих, что появлялись на портале подвергала неимоверно крутой селекции. Лишь лучшие из лучших могли стать элитой, вхожей в офис Груши и имеющей возможность делать репортажи с выставок и презентаций в качестве игровой прессы.
Вроде бы всё логично — для качественного контента нужны первоклассные авторы, а те, кто недостаточно хорош Администрации не нужны. Вот только откуда возьмётся столько крутых авторов? С чего они будут десятками качественных постов доказывать, что они достойны? Ответ вы видите сами. На месте всех ушедших, трудится сегодня лишь один человек.
И ведь, что интересно. Многие посетители сайта готовы читать и не очень качественные посты по интересным им темам. Не у всех есть пунктик насчёт абсолютной грамотности, многим не важен стиль. Главное, увидеть статьи на близкую тему, прохождения любимых игр, даже если написаны они средне. Да и многим «элитным авторам» нравится наличие малограмотных и кривых постов на сайте. Ведь их авторов можно так смачно обо... то есть раскритиковать. Иными словами наличие «среднего» и «низшего» классов полезно порталу точно также как и «элитного».
Разумеется, если бы Gamer.ru оставался единственным местом, где можно было писать и получать призы, похвалы и конструктивную критику, то всё вышеописанное не имело значения. Но ситуация с конкурентами также изменилась. Зачем лезть на какую-то Грушу, если обзор или гайд можно выставить напоказ даже не выходя из Steam-клиента? Зачем писать аналитику в глючный блог, администрация которого может в любой момент сделать вам «редизайн» (после которого, между прочим, на части постов слетела вся разметка), если без лишних телодвижений можно сделать собственный блог на Wordpress? Популярность и раскрутка, говорите? А facebook и Вконтакте на что? Сейчас дублирование постов (или по крайней мере ссылки на посты) в соцсети — это стандарт.
Сегодня немало сайтов проводят конкурсы с вещественными, иногда даже денежными, призами. Не часто, правда. И суммы не очень большие. Но тем не менее, если кто-то пишет фанфик или эссе на заданную тему, то ему, как ни крути, выгоднее послать свою работу на конкурс с возможностью что-то получить, нежели просто опубликовать её здесь. Есть ещё, правда, вариант сделать здесь репост с конкурса, но, как нам всем хорошо известно, репостинг у нас всегда идёт низшим сортом.
Gamer.ru которого не было
Многоцелевой портал, где любители самых разных игр могут найти своих единомышленников и поделиться мыслями о предмете своей любви. Где талантливые авторы могут показать себя и получить советы от более опытных журналистов, игроков и писателей. Место, куда стекаются новости об игровых новинках и любопытная информация о малоизвестной классике. И где за свои старания можно получить заслуженную награду. Таким Gamer.ru был в воображении многих.
Администрация, во главе с Котовским вела вела сайт к этой идиллии, вводя полезные изменения, проводя привлекающие пользователей акции и принимая другие меры для развития проекта. Правда лишь в воображении Котовского. Увы, реальность сильно отличалась от фантазий. Причём, как пользовательских, так и административных.
Во всяком случае, мне так кажется. Поскольку Котовский и остальные то и дело жаловались на малое количество и низкое качество контента, я предполагаю, что Админы мечтали о толпах высококлассных авторов, пишущих актуальные статьи на Gamer.ru. Причём, чтобы писали просто так, без желания выгоды и без недовольства. Ведь и на то, что пользователи не желают писать бесплатно или ноют по поводу багов и других проблем, Администрация тоже не раз жаловалась.
Конечно, если бы Админы Gamer.ru создавли комфортные условия для публикации творчества и его раскрутки... Скажем, работали бы над редактором постов, устраняя глюки и делая его более удобным. Если бы Груша сотрудничала с изданиями, куда лучшие авторы шли на оплачиваемою работу. Это бы добавило мотивации к написанию работ именно на нашем сайте.
Если бы Администрация регулярно, скажем раз в месяц, подавала признаки жизни. Публиковала этакое «Письмо игрокам», где говорилось бы о том, что сделано за месяц и какие планы на будущее. Тогда пользователям было бы спокойнее. Они не чувствовали себя никому не нужными. И это бы тоже мотивировало их писать. Может не сильно, может не всех, но тем не менее. И, в отличие от сотрудничества с изданиями, это требовало бы гораздо меньше усилий. Но и такие усилия оказались нашим Админам не по плечу.
Если бы в конкурсах жюри писало о том, почему были выбраны те или иные работы. Это не только уменьшило бы количество возмущающихся результатами. Видя, по каким критериям отбираются призёры, остальные бы могли стараться сделать свои посты лучше. Именно так, как считает лучшим Администрация. Ведь если порталу нужен определённый контент, то почему бы не устроить конкурс, где будут писать именно его.
Вот что мешало Администрации на 20-летие PlayStation сделать конкурс постов по играм с консолей Sony? Ведь за в борьбе за четвёртую Плойку люди наверняка бы написали множество обзоров, гайдов и прочего контента. И множество интересных игр тоже бы вспомнили — для Sony тоже выгода, вдруг кто купит очередной старый хит или его переиздание. Но нет, надо было сделать тупой конкурс рассказов, а приз отдать Пре. Ну, потому что Пре у нас няшка. А все остальные идут лесом.
Кстати, о контенте. Как думаете, какой сайт люди будут регулярно посещать и на какой блог подписываться? На тот, где пишут про распиаренные проекты, обзоры которых есть на каждом втором игровом сайте? Или на тот, где можно найти интересные статьи об играх, про которые нигде больше не узнаешь?
И ещё. Мне почему-то кажется, что фанатам малоизвестных проектов гораздо сильнее хочется поделиться впечатлениями и рассказать об их любимой игре, чем фанатам ААА, которые и так у всех на слуху. А значит и мотивировать фанатов инди писать — проще.
А для тех, кто хочет писать, но не умеет, надо было создать что-нибудь вроде комитета помощи. Ведь раз все эти «элитные авторы» знают, как надо писать — пусть учат менее умелых. Можно было бы даже поощрять это материально. Скажем набирать новичков и устраивать конкурсы для пары «мастер-падаван».
Вообще, даже фаворитизм Администрации можно было направить в правильное русло. Достаточно было бы просто «узаконить» элиту. Сделать какую-нибудь «Лигу мастеров», а к ней добавить «Лигу учеников»... И делать, конкурсы для каждой группы отдельно. Для мастеров конкурсы по-сложнее, но с крутыми призами. А ученикам предлагать призы похуже, но зато с гарантией, что «мастера» не заберут себе все первые места.
Я уже не раз видел, как многие пользователи, кто в принципе мог сделать приличную работу, не участвовали в конкурсе, понимая, что тягаться с маститыми старожилами бесполезно.
Вот относительно недавний пример того, как не надо устраивать акции для мотивации авторов. С тем же успехом можно было бы написать в условиях конкурса — главный приз мы выдадим наместнику блога. А вы боритесь за остальные два. Неужели нельзя было просто поощрить Elle за работу, а сам конкурс сделать без её участия? Это было бы честнее.
Кто виноват...
На мой взгляд виновата вся Администрация. И Котовский, смотревший лишь на количество «трафла» и Boss, который предоставил Котовскому возможность плевать на пользователей. И Contest/Kitty_Venom явно не принимавшая всерьёз работу с сообществом.
Предположу, что единственным человеком, кто работал «голосом разума» и держал портал «в плюсе» была Светлана Круцких. Посудите сами. Вот этот прощальный пост svetakru приходится на пик популярности Груши. В то время был самый навороченный Gamer Live и MissGamer 2 — самые масштабные мероприятия из тех, что знал сайт. А потом всё покатилось по наклонной плоскости. Статистика — штука упрямая...
... и что делать?
Думаю, что ничего. Никакого «добивания» Груши не будет. Зачем? А главное кто будет этим заниматься? Админы уже давно не считают (если вообще когда-то считали) необходимым информировать нас о грядущих изменениях. Так что кончится тем, что однажды мы просто перейдём на главную страничку Gamer.ru и обнаружим там надпись «Такой страницы нет» или что-то в этом роде. Точно так же, как это случилось с GamersBlog.
В общем, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Администрации надо спасать свой портал — вот пусть она его и спасает. Если они там наверху считают, что заполнение сайта рекламой под завязку поможет — флаг им в руки. Если думают, что для сайта нужен контент — пусть мотивируют авторов писать. Как угодно, материальными наградами, уговорами, собственным примером...
Мне, конечно, будет жаль, когда сайт накроется окончательно. С ним у меня связано немало воспоминаний. Но я переживу. Сегодня есть и другие сайты, где можно публиковать творчество и аналитику. Лампа, например, или Самиздат...